Древнерусская архитектура: София Новгородская

07 июля 2009 г.  
Рубрика: Страницы истории

Комментариев нет
935 просм., 1 - за сегодня

«Троицкий вариант» начинает серию публикаций о памятниках домонгольской архитектуры, сохранившихся в том или ином виде до наших дней. И, думается, уместным будет начать рассказ с Софийского собора в Великом Новгороде.

Спор о первенстве

Давайте сразу внесем ясность: называть новгородскую Софию древнейшим русским храмом, древнейшим российским православным храмом, или даже древнейшим сохранившимся русским храмом никак нельзя. А вот старейшим сохранившимся древнерусским храмом на территории России — можно. Потому что, если говорить о каменном строительстве средневековой Руси, то первым храмом была, разумеется, церковь Богородицы Десятинной в Киеве (конец X в.). Если говорить о старейших сохранившихся древнерусских храмах, то историки архитектуры до сих пор спорят, древнее ли София Киевская Спасского собора в Чернигове, но оба храма появились до новгородской постройки. Если говорить о православных храмах — то налицо аланские постройки в Архызе, того же X века минимум.

Постройка

Все началось с пожара. «В лето 6553. Сгоре святая София, в субботу, по заутрени, в час 3, месяца марта в 15. В то же лето заложена бысть святая София Новегороде Володими-ромь княземь», — можно прочитать в Новгородской Первой летописи Старшего извода. Из летописей нам становится известно, что до каменного храма, еще в конце Х века построили деревянный храм, из дуба. Некоторые источники говорят, что у него было 13 глав, но это вопрос спорный. Ясно одно — в 1045 г. дубовая София сгорела. Археологи до сих пор не нашли следов этой постройки, хотя возможно, две резные дубовые колонны, обнаруженные при раскопках, принадлежали когда-то именно ей.

Так или иначе, после пожара, весной 1045 г. началось строительство каменной Софии в Великом Новгороде. Строил ее новгородский князь Владимир Ярославич, сын Ярослава Мудрого. К этому времени его отец уже выстроил Софию в Киеве, поэтому, скорее всего, мастера для «стройки века» пришли из Киева. Для Новгорода это действительно была «стройка века», потому что Софийский храм оказался единственной каменной постройкой Новгорода в веке XI. Следующей пришлось ждать до 1101 г.

Судя по всему, задумывался собор более похожим на киевский храм: галереи, окружающие ядро храма, задумывались одноэтажными, что придавало собору ступенчатую композицию, как у киевской Софии. Но уже в ходе строительства замысел изменился, галереи стали двухэтажными, и храм получился более монументальным.

Фрески

Закончили строительство в 1050 г. Скорее всего, основной объем храма расписали сразу, а притворы — только в 1144 г., об этом нам говорит летопись.

Существует предание, согласно которому на изображении Спасителя в куполе Софии благословляющая десница на другой день по написанию оказалась сжатою. По повелению архиепископа Луки Жидяты фреску переписывали до трёх раз, пока на четвёртый день сверху не раздался голос: «Писари, писари, о, писари! Не пишите мя с благословляющей рукою: Аз бо в сей руце Моей сей Великий Новоград держу: а когда сия рука Моя распространится, тогда будет граду сему скончание».

Дмитрий Сергеевич Лихачев, увлечение которого Древней Русью началось именно с Великого Новгорода, считал, что предсказанный конец Новгороду, возможно, наступил во время Великой Отечественной войны. Новгородские храмы тогда сильно пострадали от артиллерийского огня, и купол Софии пробил снаряд. Фреска Вседержителя почти полностью погибла, и сейчас можно заметить лишь жалкие ее остатки. Кстати, только в вышедшем в 2008 г. каталоге «Архитектурное наследие Новгорода и Новгородской области» приводятся данные о том, что как раз Софию обстреливала именно советская артиллерия.

К сожалению, первоначальных фресок вообще сохранилось очень мало (в основном — в Мартирьевской паперти, собора), и война тут не виновата: когда фрески переставали чем-то устраивать архиереев храма, их просто сбивали и переписывали, нисколько не считаясь с художественной и исторической ценностью росписей.

Там же, в Мартирьевской паперти сохранилось и большинство древних граффити -надписей, процарапанных на штукатурке. Очень интересны, например, автографы мастеров-строителей собора.

Знаменитые могилы

Владимир скончался сразу после освящения храма. В Софии его и похоронили. Рядом с гробницей Владимира расположен еще один почитаемый саркофаг. На табличке можно прочесть, что там покоится «святая княгиня Анна». По церковной легенде, это могила жены Ярослава Мудрого, матери Владимира, по той же легенде, трижды менявшей имя. Сначала скандинавка Ингигерд, потом христианское имя Ирина, ну а затем якобы монахиня Анна. Красивая получается легенда: муж обрел покой в Киевской Софии, супруга упокоилась в Новгородской, где она часто бывала в годы Ярославова княжения в Новгороде. Очень трогательно, но — увы.

Начнем с того, что имя Анна впервые встречается в источниках, отстоящих на полтысячи лет от кончины супруги Ярослава. А уже в советское время «богохульные ученые» обследовали некрополь Софийских соборов в Новгороде и Киеве. В саркофаге Ярослава Мудрого в Киевской Софии обнаружен и скелет «женщины ... пожилого возраста, северного типа». А вот «мощи Анны» в Софии Новгородской при всем желании не могли быть останками супруги Ярослава Мудрого. Исключительно в силу возраста: женщине, захороненной в Софийском соборе, было около 30 лет, а Ирина прожила больше 50.

Увы, неверна церковная атрибуция и «мощей» князя Федора Ярославича, умершего 5 июня 1233 г., в день своей свадьбы, в возрасте 40 лет. Тогда его похоронили в соборе Юрьева монастыря в Новгороде, века спустя тело якобы «нашли нетленным» и похоронили в Софии. Судмедэкспертиза показала: в гробнице Федора захоронен человек в возрасте около 40 лет, отравленный мышьяком. Очень похоже на то, что это — останки Дмитрия Ше-мяки, которого умертвили таким способом по приказу Василия Темного в XV в.

Другие реликвии

В Софийском соборе сейчас хранится самая почитаемая в Новгороде икона: Богоматерь Знамение. Она, по преданию, пострадала во время осады Новгорода войсками, руководимыми сыном Андрея Боголюбско-го — Мстиславом на рубеже 1169—1170 гг. Кто-то из осаждающего войска пустил стрелу в икону, и, по преданию, Богородица наслала смуту на войско неприятеля и заставила его отступить. Именно на тему этого предания создано знаменитейшее произведение древнерусской живописи — икона «Чудо от иконы «Знамение Пресвятой Богородицы» (или «Битва новгородцев с суздальцами»), хранящаяся в Третьяковской галерее, — древнерусский комикс.

Вторая реликвия — каменный резной крест митрополита Алексия в честь победы на Куликовом поле. Это единственное известное нам произведение искусства, достоверно созданное в честь этой победы «по горячим следам».

Третья реликвия появилась в соборе недавно. Дело в том, что Новгород вместе с немцами оккупировали испанцы — «Голубая дивизия». Эти ребята, отступая, прихватили с собой древний крест, на котором «сидел» металлический голубь. Следы креста затерялись, и при реставрации сделали копию. Но в 2003 г. в одной из испанских военных академий крест нашелся, и его вернули. Чтобы испанцам не было обидно, в Новгороде сделали еще одну копию и подарили ее испанским военным. А древний крест решили не возвращать на место, а выставить в Софии. Целее будет.

Трофей

Но самый (на мой взгляд) интересный памятник истории — не внутри Софии, а снаружи. Дело в том, что западные врата Софии не похожи ни на какие другие. Сейчас ими пользуются в особо торжественных случаях, когда службу ведет архиепископ Новгородский и Старорусский. Магдебургские, или Сигтунские, врата — это военный трофей ходивших по морю в 1187—1188 гг. в шведскую столицу Сигтуну. Сделаны они в Западной Европе, а новгородцы всегда были людьми хозяйственными. Мощные металлические врата украшены разнообразными фигурами людей, животных, сценами из Ветхого и Нового Заветов. Среди фигур, изображенных на вратах, находятся магдебург-ский епископ Вихман (1152—1192) и плоцкий епископ Александр (1129—1156). По их заказу ворота были изготовлены в 1152—1154 гг. Есть на вратах и изображения сделавших их мастеров — литейщиков Риквина (с весами в правой и клещами в левой руке) и Вайс-мута (с клещами в руках). Во время перевозки ворота разобрали на пластины, и собиравший их в Новгороде мастер Авраам не постеснялся вставить и свой портрет, не забыв подписать его по-русски. Правда, заботившийся о своих согражданах Авраам подписал по-русски и несколько других фигур — мало ли что.

Алексей Паевский
Фото автора


Связанные статьи

Ваши мысли

Скажите нам, что вы думаете...
и если вы хотите показать какую-то картинку в вашем отзыве, воспользуйтесь сервисом gravatar!

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>


См. в той же рубрике:


  • Забвение памяти, или Хождение по Местам Разрешительным
  • Минойский корабль
  • Эволюция человека и ее спорная вершина...
  • Еще о «деле Лузина»
  • Лауреаты Премии Померанчука 2011 года
  • Дмитровский собор: белокаменная книга
  • Чтение — как рецепт от хандры
  • Россия и США: путь в космос
  • Cобытие, которое изменило нашу жизнь
  • «Проза» физика-теоретика
  • Детективная подоплека археологии
  • «Кирсарж» — «Шаган»: время московское
  • Он взял атомную бомбу под роспись и не вернул
  • Доктатура языка
  • Общение с ним было счастьем
  • Реставрация на Нутной улице
  • Дело Лузина и команда «Лузитании»
  • Первый фанат радиосвязи — 2
  • А Троя была не там
  • Первый фанат радиосвязи